Тип «С» IX-бис Серии
Модернизация: тип "С" IX-бис 2 серии.
Нереализованная модификация: носитель самолетов-снарядов.
Дальнейшее развитие: тип "С" XVI серии.
1. Количество подводных лодок проекта: 38 + 3 (недостроено) + 2 (отменена постройка).
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (Завод №189) (3) | ||||||
1 |
277 |
03.01.1936 |
17.09.1936 |
30.10.1939 |
до 20.10.1937 - Н-4 | |
2 |
278 |
28.12.1935 |
16.05.1937 |
30.10.1939 |
до 20.10.1937 - Н-5 | |
3 |
279 |
28.12.1935 |
31.03.1938 |
30.10.1939 |
до 20.10.1937 - Н-6 | |
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (Завод №112) (21) | ||||||
4 |
236 |
14.12.1936 |
05.04.1937 |
30.06.1940 |
до 20.10.1937 - Н-7 | |
5 |
237 |
14.12.1936 |
05.04.1937 |
30.06.1940 |
до 20.10.1937 - Н-8 | |
6 |
241 |
20.06.1937 |
20.04.1938 |
31.10.1940 |
до 20.10.1937 - Н-9 | |
7 |
242 |
10.06.1937 |
20.04.1938 |
25.12.1940 |
до 20.10.1937 - Н-10 | |
8 |
245 |
20.10.1937 |
24.04.1938 |
27.06.1941 |
02.08.1941 – погибла, поднята | |
9 |
246 |
20.10.1937 |
20.04.1938 |
24.07.1941 |
0?.08.1943 - погибла, обнаружена | |
10 |
263 |
19.10.1938 |
25.04.1939 |
31.07.1941 |
06.10.1954 - пер. в КБП-38 | |
11 |
264 |
29.09.1938 |
25.04.1939 |
21.04.1942 |
достроена на заводе №638 | |
12 |
271 |
10.08.1939 |
24.04.1940 |
20.12.1942 |
достроена на заводе №638 | |
13 |
272 |
10.08.1939 |
24.04.1940 |
10.02.1943 |
достроена на заводе №638 | |
14 |
273 |
10.08.1939 |
24.04.1940 |
20.04.1945 |
достроена на заводе №402 | |
15 |
274 |
10.08.1939 |
25.04.1940 |
20.06.1945 |
достроена на заводе №638 | |
16 |
295 |
25.06.1940 |
02.05.1941 |
25.05.1946 |
достроена как ПЛ IX-бис 2 серии | |
17 |
296 |
25.06.1940 |
02.05.1941 |
27.06.1947 |
достроена как ПЛ IX-бис 2 серии | |
18 |
297 |
25.06.1940 |
02.05.1941 |
18.12.1947 |
достроена как ПЛ IX-бис 2 серии | |
19 |
298 |
25.06.1940 |
02.05.1941 |
29.03.1948 |
достроена как ПЛ IX-бис 2 серии | |
20 |
299 |
25.06.1940 |
02.05.1941 |
29.03.1948 |
достроена как ПЛ IX-бис 2 серии | |
21 |
243 |
20.06.1937 |
20.04.1938 |
15.12.1940 |
||
22 |
244 |
20.06.1937 |
20.04.1938 |
16.12.1940 |
13.06.1955 - пер. в ПЗС-65 | |
23 |
265 |
13.09.1938 |
25.04.1939 |
30.06.1942 |
достроена на заводе №638 | |
24 |
266 |
04.09.1938 |
25.04.1939 |
22.09.1942 |
достроена на заводе №638 | |
ЛЕНИНГРАД: Завод №196 (3+2) | ||||||
25 |
132 |
30.09.1939 |
14.03.1941 |
21.02.1944 |
достроена на заводе №638 | |
26 |
133 |
30.09.1939 |
14.03.1941 |
19.02.1945 |
достроена на заводе №638 | |
27 |
134 |
31.12.1939 |
25.04.1941 |
29.03.1946 |
достроена на заводе №445 | |
28 |
С-50 |
157 |
- |
- |
- |
не строилась |
29 |
С-57 |
158 |
- |
- |
- |
не строилась |
НИКОЛАЕВ: Завод №198 (5+3) | ||||||
30 |
347 |
05.10.1937 |
22.02.1939 |
19.06.1940 |
до 20.10.1937 - Н-31 | |
31 |
348 |
05.10.1937 |
27.04.1939 |
19.06.1940 |
до 20.10.1937 - Н-32 | |
32 |
349 |
16.11.1937 |
30.05.1939 |
18.11.1940 |
06.04.1955 - пер. в ПЗС-22 | |
33 |
350 |
29.11.1937 |
02.09.1939 |
29.03.1941 |
??.11.1941 - погибла | |
34 |
360 |
23.02.1940 |
17.07.1941 |
06.02.1948 |
достр. как ПЛ IX-бис 2 серии(?) | |
35 |
361 |
23.02.1940 |
- |
- |
15.08.1941 - взорвана на стапеле | |
36 |
362 |
28.11.1940 |
- |
- |
15.08.1941 - взорвана на стапеле | |
37 |
363 |
22.02.1941 |
- |
- |
15.08.1941 - взорвана на стапеле | |
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (Завод №202) (6) | ||||||
38 |
284 |
29.04.1937 |
30.08.1940 |
30.11.1941 |
заложена на Заводе №189 | |
39 |
285 |
29.04.1937 |
30.08.1940 |
09.06.1943 |
заложена на Заводе №189 | |
40 |
286 |
28.09.1938 |
30.10.1941 |
30.01.1943 |
заложена на Заводе №189 | |
41 |
403 |
24.11.1936 |
05.11.1938 |
31.12.1940 |
заложена на Заводе №194 | |
42 |
404 |
24.11.1936 |
27.11.1939 |
25.07.1941 |
заложена на Заводе №194 | |
43 |
405 |
24.11.1936 |
25.12.1939 |
20.10.1941 |
заложена на Заводе №194 |
В большинстве источников к IX-бис серии относят недостроенные заводом № 196 ПЛ С-45 и С-46, но по данным завода-строителя они относятся к XVI серии. Аналогичная, но обратная ситуация с недостроенными заводом № 196 ПЛ IX-бис серии С-50 и С-57, которые ошибочно относят к XVI серии. Так же к IX-бис серии ряд источников относит подводные лодки, недостроенные заводом №112: С-27 - С-30 и С-39 - С-44 - по срокам фактической и планируемой закладки (1941 год) они уже должны были относиться к XVI серии.
4. История проекта:
Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено всего три. В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы МАН и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года.
Было решено силами отечественных специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.
Так появился новый проект подводной лодки IX-бис серии. Самым большим изменениям подверглась дизельная установка. Вместо дизелей фирмы МАН М6V49/48 предусматривались дизеля Коломзавода марки 47ЛН8, четырехтактные, восьмицилиндровые с механическим наддувом (разработан под руководством Н.М. Урванцева). Однако испытания нового дизеля на Коломзаводе выявили ряд серьезных дефектов (трещины на коленчатом валу, недостаточная производительность воздуходувки и др.), потребовавших значительных изменений. В результате переделки дизеля 47ЛН8 получился новый дизель, марки 1Д, также четырехтактный, восьмицилиндровый, нереверсивный, но имевший вместо механического наддува газотурбинный наддув типа Бюхи. Дизель развивал мощность 2000л. с. при 470 об/мин. Новый дизель потребовал увеличения диаметра газоотвода с 360 до 420 мм. Кроме того, в целях избежания попадания забортной воды на горячие лопатки газовой турбины наддувочного агрегата при пуске и остановке дизелей в свежую погоду, в глушителе предусматривалась специальная невозвратно-управляемая захлопка. На дизелях 1Д встроенных циркуляционных водяных насосов не было. Для охлаждения дизелей устанавливались автономные электронасосы. Применительно к новому дизелю были переделаны схемы дизельных систем - топливная, масляная, водяная и воздушная.
В связи с тем что и остальное лодочное оборудование было отечественного производства, подвергся изменениям также ряд судовых систем и устройств, в том числе новые средства связи, обнаружения и навигации, аккумуляторные батареи с более высокими удельными электрическими характеристиками. ПЛ имели два перископа (командирский и зенитный), шумопеленгаторную станцию "Марс-12", станцию звукоподводной связи "Сириус", гирокомпас "Курс-П", радиостанции "Окунь", "Щука" и "Рейд", радиоприемники "Дозор" и "Метель", электро-механический лаг, внутрикорабельные средства связи. Конструкция открытого мостика с раздвижными щитами в носовой части ограждения вначале была оставлена прежней, как на IX серии, но затем в связи с требованием плавсостава, ограждение рубки было переделано на обычную конструкцию мостика закрытого типа, применявшуюся на подводных лодках предыдущих серий. Все основные тактико-технические элементы подводной лодки оставались без изменений, за исключением максимальной надводной скорости 19,5 уз, которая была не кратковременной, как на подводных лодках IX серии, а длительной, и водоизмещения, которое удалось снизить на 3 м3 (837 вместо 840 м3).
Подводные лодки IX-бис серии помимо Балтийского завода строились на заводах: "Красное Сормово", № 194, 196 и 198. На Балтийском заводе были построены 3 ПЛ. Кроме этих лодок, на Балтийском заводе строились еще три ПЛ IX-бис серии, которые в разобранном виде, отдельными секциями, на специальных транспортерах отправлялись на Дальний Восток, где они достраивались на Дальзаводе. Дальзавод не успел их достроить до начала Великой Отечественной войны и сдавал флоту уже во время войны. Завод № 194 также строил три подводных лодки для Дальнего Востока. Одну Дальзавод сдал в 1940 году, а две других - уже в военное время. Завод № 196 заложил три лодки в 1939 году, но достроить их пе успел. Сразу же после начала войны они были переведены по Волго-Балтийскому каналу на Волгу и достраивались на заводе № 638 в Астрахани. Две лодки были сданы Флоту во время войны, а третья сдавалась уже после окончания войны. Завод № 198 заложил восемь подводных лодок IX-бис серии. Четыре лодки были построены и сданы до начала войны, пятая лодка достраивалась и сдавалась после окончания войны и три лодки достроить до начала войны не успели, и, так как до захвата немцами Николаева их вывести не удалось, они были уничтожены. На заводе "Красное Сормово" было заложено 27 лодок. Из них шесть лодок были достроены и сданы флоту до начала войны, шесть лодок достраивались и сдавались во время войны, три лодки были переданы заводом "Красное Сормово" для достройки заводу № 638, который также сдал их флоту во время войны, и шесть лодок были достроены и сданы уже после окончания войны. В связи с началом Великой Отечественной войны и переходом завода на другой вид продукции, готовые к гидравлическим испытаниям корпуса подводных лодок, зав. № 312, 313, 314, 315 и 316 были законсервированы и впоследствии разобраны. Корпус подводной лодки зав. № 300 был использован заводом "Красное Сормово" при постройке заводской плавучей мастерской. Всего было построено 38 подводных лодок IX-бис серии. Большинство ПЛ, которые достраивались во время войны и после нее, были достроена по упрощенному проекту IX-бис 2 серии.
Строителями подводных лодок IX-бис серии были: К.И. Гриневицкий, А.Г. Соколов, И.Л. Говор и П. М. Пирогов - на Балтийском заводе; Д.Л. Гармашев - на заводе № 194; А.А. Пономарев, А.В. Угрюмов, В.П. Лаптенок - на заводе № 196; Г.К. Волик, Д.В. Сталоверов, И.М. Каганов, М.И. Бычков - на заводе № 198; М.И. Лернер, П.А. Черноверхский, Н.К. Петухов, А.И. Кашицын - на заводе "Красное Сормово"; Н.И. Буль и В.И. Судоргин - на Дальзаводе.
Подводная лодка С-21, одна из подводных лодок IX-бис серии, была цельносварной. Проект сварного корпуса был разработан в начале 1939 года заводом № 196 совместно с ЦКБ - автором проекта. Рабочие чертежи сварного корпуса разрабатывались заводом № 196. Следует отметить большую инициативу, проявленную в деле строительства цельносварных подводных лодок главным конструктором завода № 196 Ю. Г. Деревянко.
Приемные комиссии отмечали в своих актах выявленные во время испытаний недостатки подводных лодок IX-бис серии,
в том числе следующие:
1. Теснота в прочной рубке, вызывающая неудобства при одновременном пользовании обоими перископами.
2. Трудность обслуживания аккумуляторных батарей вследствие отсутствия прохода внутри аккумуляторной ямы и необходимости снятия
щитов настилов ям и уборки оборудования второго и четвертого отсеков.
3. Замерзание воды в напорных бачках замещения топлива в зимнее время.
4. Недостаточную прочность топливных цистерн внутри прочного корпуса под аккумуляторными ямами - в ряде случаев цистерны теряли
герметичность.
5. Частый выход из строя обрезиненных пробок манипуляторов управления пневматическими машинками кингстонов.
6. Трудность обслуживания дизелей 1Д в связи с высокой температурой и загазованностью дизельного отсека при срочном погружении
после длительного надводного хода. В связи с высокой температурой дизельного отсека по требованию УК ВМФ был разработан трубчатый
холодильник, размещавшийся в надстройке, через который циркуляционными насосами охлаждения дизелей прокачивалась вода, находящаяся
в охлаждаемых полостях дизелей. Кроме того, воздух дизельного отсека прокачивался вентиляторами через специальный фильтр, а
мотористам разрешалось в случае необходимости надевать противогазы. Однако вскоре личный состав отказался от применения
предложенных средств охлаждения и очистки воздуха дизельного отсека, так как высокая температура воздуха в дизельном отсеке
получалась лишь тогда, когда подводная лодка уходила под воду по команде срочного погружения после длительного полного надводного
хода, а необходимость таких маневров можно было ожидать лишь в исключительных и редких случаях. Поэтому все дополнительные
устройства в последующем были с лодок сняты.
Необходимо отметить еще один недостаток подводных лодок IX-бис серии, выявленный в процессе эксплуатации. При плавании подводной лодки в надводном положении в штормовую погоду с топливом, принятым в бортовую балластную цистерну № 2, лодка на больших ходах зарывалась в воду. Поэтому на время, пока балластная цистерна № 2 была с топливом, старались не развивать полных ходов, а после израсходования топлива из балластной цистерны № 2 ее продували и лодка приобретала хорошую мореходность. Это вызывало целый ряд неудобств в эксплуатации, в связи с чем топливо в цистерну № 2 принималось лишь в исключительных случаях В условиях боевых действий топливо, как правило, принималось во все четыре бортовые балластные цистерны (№ 2, 3, 6 и 7).
Во время войны подводные лодки IX-бис серии показали высокие боевые качества. Так, например, во время войны подводная лодка С-56 Тихоокеанского флота пересекла Тихий океан, прошла Панамским каналом и, преодолев Атлантику, прибыла на Северный флот, где приняла участие в боевых действиях. Она потопила три транспортных судна и три боевых корабля. После войны Северным морским путем ПЛ вернулась на Тихий океан. Шесть подводных лодок IX-бис серии были награждены орденами Красного Знамени, двум присвоено звание гвардейской, а командирам подводных лодок - Б. А. Алексееву, И. Ф. Кучеренко, С. П. Лисину, Г. И. Щедрину, были присвоены звания Героев Советского Союза.
В конце 40-х - начале 50-х разрабатывался вариант модернизации одной из лодок под носитель самолетов-снарядов (ЦКБ-18), проект развития не получил.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный чертеж (345 Кб)
Подробная схема. Укрупненный чертеж (475 Кб)
1 - сетепрорезатель; 2 - цепной ящик; 3 - торпедные аппараты; 4 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 5 - цистерны главного балласта; 6 - уравнительная цистерна № 1;
7 - уравнителыная цистерна № 2; 8 - цистерна быстрого погружения; 9 - баллон воэдуха высокого давления; 10 - кнехт выдвижной; 11 - шпиль; 12 - аварийный телефонный буй;
13 - шлюпка; 14 - 100-мм орудие; 15 - 45-мм орудие; 16 - зенитный перископ; 17 - командирский перископ; 18 - леерная антенна; 19 - леерное ограждение; 20 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики;
21 - подъемный рым на 50 т; 22 - торпедопогрузочный люк; 23 - нижний рубочный люк; 24 - верхний рубочный люк; 25 - люк (съемный лист) для погрузки аккумуляторов; 26 - шахта подачи воздуха к дизелям;
27 - глушитель газоотвода дизеля; 28 - баллон пускового воздуха дизелей; 29 - кильватерный огонь; 30 - герметический магнитный компас с оптической передачей в рубку; 31 - прожектор выносной;
32 - надводный гальюн; 33 - боевая рубка; 34 - запасные торпеды; 35 - койки; 36 - электропривод шпиля; 37 - рундуки; 38 - дифферентная цистерна; 39 - торпедозаместительная цистерна и цистерна кольцевого зазора;
40 - привод носовых горизонтальных рулей; 41 - рубка гидроакустики; 42 - стол; 43 - каюта командира; 44 - выгородка батарейного автомата; 45 - шкаф; 46 - аккумуляторная батарея; 47 - топливная цистерна;
48 - шахта командирского перископа; 49 - шахта зенитного перископа; 50 - осушительный центробежный насос "Амаг-Хильперт"; 51 - трюмно-дифферентовочный насос поршневого типа; 52 - гирокомпас;
53 - подводный гальюн; 54 - штурманский стол; 55 - штурвалы ручного управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями; 56 - артиллерийский погреб; 57 - умывальник; 58 - радиорубка;
59 - цистерна питьевой воды; 60 - разножки; 61 - камбуз; 62 - буфет; 63 - цистерна дистиллированной воды; 64 - масляный холодильник; 65 - дизель М6 V49/48, 66 - муфта "Бамаг"; 67 - газоотвод лизелей;
68 - электровентилятор общесудовой с вентиляции; 69 - насос охлаждения дизелей; 70 - резервный масляный насос; 71 - цистерны циркуляционного масла; 72 - гребной электродвигатель; 73 - щитуправления гребными электродвигателями; 74 - компрессор воздуха высокого давления; 75 - упорный подшипник "Митчеля";
76 - преобразователь переменного тока - 2-х машинный агрегат для носовых горизонтальных рулей и 3-х машинный для вертикального и кормовых горизонтальных рулей; 77 - воздухоохладитель гребных электродвигателей;
78 - цистерны питьевой и дистиллированной воды; 79 - душевая; 80 - комбинированный токарный станок; 81 - кислородные баллоны; 82 - тумба ручного управления вертикальным рулем из VII отсека;
83 - привод кормовых горизонтальных рулей; 84 - привод вертикального руля; 85 - баллер кормовых горизонтальных рулей; 86 - вертикальный руль; 87 - ограждение вертикального руля; 88 - кормовые горизонтальные рули;
89 - носовые горизонталыные рули; 90 - гребной винт; 91 - доковый киль; 92 - клапан вентиляции цистерн главного балласта, 93 - кингстон цистерн главного балласта;
94 - электроопреснитель производительностью 10 л/час; 95 - цистерна пресной воды; 96 - привод кингстонов цистерн главного балласта.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение, тонн | ||
надводное: | 844 (С-4 - С-30), 837 (С-31 - С-38), 856 (С-51 - С-56), 845 (С-101 - С-104) | |
подводное: | 1077 (С-4 - С-30), 1084,5 (С-31 - С-38), 1090 (С-51 - С-56), 1078 (С-101 - С-104) | |
скорость хода, узлов | ||
наибольшая надводная: | 19,4 (С-4 - С-30), 19,8 (С-31 - С-38), 18,85 (С-51 - С-56), 19,0 (С-101 - С-104) | |
наибольшая подводная: | 9,5 (С-4 - С-30), 8,9 (С-31 - С-38), 8,55 (С-51 - С-56), 10,1 (С-101 - С-104) | |
экономическая надводная: | 8,5 - 10,1 | |
экономическая подводная: | 2,9 - 3,0 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении (нормальный запас топлива): | 8340/8,5 (С-4 - С-30), 8170/9,7 (С-31 - С-38), 9500/8,5 (С-51 - С-56), 8600/8,54 (С-101 - С-104); 2700/19,5 | |
в подводном положении: | 140/3,0 (С-4 - С-30), 140/2,9 (С-31 - С-38), 135/3,0 (С-51 - С-56), 136/2,48 (С-101 - С-104); 10,1/8,7 | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 80 метров | |
предельная: | 100 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 77,7 метров | |
ширина: | 6,4 метра | |
осадка: | 4,0 метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 12 | |
число х калибр артустановок и пулеметов, мм: | 1 х 100, 1 х 45 | |
число х калибр пулеметов, мм: | 2 х пулемет ДШК | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 550 л.с. | |
обитаемость | ||
автономность | 30 суток | |
экипаж | 42-46 человек |
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024